Нижегородский край по праву можно назвать Святой землей России. Здесь сосредоточены особо почитаемые места Русской Православной Церкви и святыни старообрядцев, здесь находится множество уникальных исторических и природных памятников. Сама территория области представляет собой уникальный природный оазис. По ней проходят границы нескольких географических зон (тайга, лиственные и смешанные леса, лесостепи). Возможно именно это создает в ряде мест повышенное содержание в воздухе полезных ионов, не уступающее таковому на курортах Швейцарии. Целебные свойства воды из нижегородских источников известны с давних времен. Выдающийся русский ученый В.В. Докучаев, чьи исследования составили целую эпоху в развитии мировой географической науки, доказал, что Нижегородская область является единственным местом в России, где все три Царства природы находятся в их уникальной взаимосвязи. С самого начала своей многовековой истории Нижегородская земля играла заметную роль в жизни русского государства, являясь удивительно колоритным и значимым краем Поволжья. Ни одно важное историческое событие Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза не прошло без участия нижегородцев. О святости Нижегородского края говорит и то, что здесь родились и жили многие известные деятели православной церкви. Это и главный реформатор русского православия Патриарх Никон, и его ярый оппонент – главный идеолог старообрядчества Протопоп Аввакум. Здесь же в разное время жили и умерли одни из самых почитаемых в России святых: Серафим Саровский, святой благоверный князь Александр Невский, Макарий Желтоводский, Святитель Дионисий, великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода. Русской Православной Церковью канонизировано 48 нижегородцев. В настоящее время рассматривается вопрос о канонизации еще 26-и. 14 сентября прошлого года Русская Православная Церковь впервые отметила Собор нижегородских святых. Этот праздник учрежден в 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и теперь будет отмечаться каждое второе воскресенье сентября. Русской Древлеправославной Церковью и Русской Православной Старообрядческой Церковью к лику святых в 1988 году причислены нижегородцы Протопоп Аввакум и Епископ Павел Коломенский, пострадавшие за старообрядчество в ХVII веке.
Нижний Новгород - один из древнейших городов России. Вопреки бытующему в исторической литературе мнению об основании города в 1221 году его территория заселялась русскими еще в середине XII века, одновременно с Городцом на Волге, когда на устье Оки была поставлена суздальцами деревоземляная крепость, вплоть до XVII столетия именовавшаяся в актах "Старым городком". В ходе военно-дипломатических контактов Руси с Волжской Булгарией 1219-1221 годов район слияния Оки с Волгой - главных воднотранспортных торговых путей связи Древней Руси со странами Ближнего Востока и Прикаспия - попал под контроль Владимира. Зимой 1220/1221 года владимиро-суздальский князь Юрий Всеволодович в Городце на Волге заключает с посольством булгар мирный договор, по которому земли Междуречья Оки и Волги попали под юрисдикцию Руси. Тогда же для приведения местного нерусского населения (мордвы, чуваш, черемис) к присяге на верность и для строительства здесь нового города-крепости - Нижнего Новгорода из Городца прибывает со своей дружиной и ростовским воеводой Еремеем Глебовичем племянник Юрия Всеволодовича - ростовский князь Василько Константинович, которого мы вправе именовать основателем Нижнего Новгорода ("Нижнего" относительно уже стоявшего в четырех верстах по течению Оки при слиянии ее с Волгой Старого городка). В течение лета-осени 1221 года на вершине дятловых гор была насыпана деревоземляная, овальная в плане крепость , а внутри нее - срублен в честь покровителя русского воинства деревянный Михайло-Архангельский собор. Уже тогда, в начале XII столетия городу предначертывалось важная роль в системе торгово-дипломатических отношений Древней Руси со странами Ближнего Востока, Средней Азии и Кавказа. В 1225 году на территории Нижегородского кремля возводится белокаменный, убранный в резь по образу и подобию храмов Владимиро-Суздальской земли того времени Спасо-Преображенский собор. Два года спустя, в 1227 году, деревянный Михайло-Архангельский кремлевский собор будет заменен на каменное здание, также украшенное белокаменным резным убранством. Расцвет Нижнего Новгорода как политического, торгового и культурного центра Северо-восточной Руси оказался прерванным монголо-татарским нашествием. После разгрома русских полков 4 марта 1238 года на реке Сити один из отряда Бурундая устремился в Нижегородское Поволжье, уничтожив в результате нескольких походов 1238 и 1239 годов города и вести края. Воспоминания об этих трагических временах народная память сохранила в историко-литературном поэтическом сказании ''Китежского летописца". Страшное в своей жестокой бессмысленности уничтожение всего живого на Нижегородской земле подтверждают археологические памятники Городца и древних Городищ на Ватоме реке ( ныне село с таким же названием лесного Заволжья, где сохраняются валы и рвы небольшой русской крепостицы ). несмотря на разорение главные административно-хозяйственные центры Нижегородского Поволжья после ухода монголо-татарских войск были восстановлены вернувшимися на пепелище жителями. Об этом свидетельствуют факты пребывания в Нижнем Новгороде и Городце в середине XIII столетия великого полководца Древней Руси Александра Ярославовича Невского и сама его смерть 14 ноября 1263 года в Городецком Федоровском монастыре
Наряду с Иверией, Афоном и Киевом, нижегородское Дивеево является единственным местом в России, которое Богородица выбрала в качестве своего преимущественного благодатного попечения. Дивеево называют четвертым и последним земным уделом Божией Матери. Это очень сильное энергетически и очищающее от всего лишнего душу место. А еще говорят: кто проведет сутки в Дивеево, получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.
Именно здесь упокоены мощи святого Серафима Саровского, именно сюда стремятся паломники со всей России. Тысячи православных желают ощутить благодать святых мощей и испытать на себе чудо саровского святого источника. Успенская Саровская пустынь – место совершения духовных подвигов преподобного Серафима. В 1903 году Священный Синод на основании многочисленных свидетельств об исцелениях по молитвам отца Серафима принял решение о канонизации Серафима Саровского. Именно здесь находился духовно-религиозный центр России конца ХIХ – начала ХХ века, ныне он переживает второе рождение.
Говорят, что С.-Петербург основан Петром Великим как окно в Европу. Основание Нижнего Новгорода для Руси – дверь на Восток, первый шаг для христианского освоения Урала и Сибири. Стратегический выбор места для крепости на Дятловых горах при слиянии двух великих рек - Волги и Оки - определил судьбу города. После постройки и освящения каменного кремля город ни разу за почти семь веков не был взят неприятелем (единственный в России), а Волга и Ока дали импульс торговле и промышленности России. Датой основания Нижнего Новгорода является 1221 год, город основан святым благоверным великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем с благословения святого епископа Владимирского Симона. Нижний Новгород – единственный город России, основанный Святым с благословения Святого, причем дата его основания указана явно. Георгий Всеволодович и епископ Симон канонизированы Русской Православной Церковью, в народе о князе сложены легенды. Из древнейших русских городов Нижний Новгород, один из немногих, который превратился в крупнейший промышленный, научный и культурный центр, в первую очередь благодаря удачно выбранному основателем города месту. ЮНЕСКО включило Нижний Новгород в список 100 городов мира, представляющих наибольшую культурную и историческую ценность.
В 1612 году от стен Нижегородского кремля за спасение Святой Руси выступило нижегородское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Нижний Новгород стал единственным из крупных русских городов, который отказался признать власть польско-литовских захватчиков и примкнувших к ним московских вельмож, приступив к воссоединению разрозненных русских земель. После освобождения Москвы высокопоставленная знать так была потрясена героизмом Минина, что не посмела воспрепятствовать тому, что во главе временного руководства Московским государством наряду с боярином Трубецким и князем Пожарским был поставлен и Минин. Они готовили Земский Собор 1613 года, на котором был выбран новый русский царь Михаил Романов. Это был единственный случай в нашей истории: выходец из посадского люда оказался соправителем государства вместе с родовитыми дворянами. В последнее время все чаще и чаще среди священнослужителей и мирян поднимается вопрос о канонизации Пожарского и Минина.
Керженец для старообрядцев река священная. С самого начала своего появления раскол не в другом каком-либо месте, а здесь, на Керженце, водрузил свое знамя в надежде в заволжских лесах сохранить "старую веру" отцов. Сюда, по некоторым сведениям, переселилось к концу XVII века около ста тысяч человек. Слово "Керженец" у всех старообрядцев обладало особым значением, даже более – каким-то магическим действием, и способно было воспитывать людей стойкими и непоколебимыми в деле веры. Популярность его возросла до того, что слово "Керженец" стало отождествляться со словом "раскол", и вместо слова "раскольничать" нередко стали употреблять слово "кержачить". Название целого Семеновского уезда стали заменять словом "Керженец": "поехал на Керженец", "приехал с Керженца", "побыл на Керженце". На новых землях, чтобы выжить, староверы вынуждены были заняться ремеслом. В скитах появляются мастерские. Женщины вышивали бисером и стеклярусом оклады для икон, картин и других бытовых предметов. Одно из главных занятий старообрядцев – изготовление деревянных изделий, посуды. Со старообрядчеством связано возникновение хохломского искусства – оригинальной техники окраски деревянных изделий, особенностью которой является получение золотистого цвета без применения золота. По преданию оно возникло в с.Хохлома недалеко от города Семенов.
Нравственную поддержку старообрядцы находили в скитах, ибо в них строго хранили веру православную и обряды. К скитникам они питали глубокое уважение и считали скиты местами священными. Путешествие в скиты приравнивалось к путешествию в Иерусалим. На протяжении двух с половиной веков существование скитов не давало покоя как светским, так и духовным властям, а романами П.И. Мельникова (А. Печерского) "В лесах" и "На горах" зачитывалась вся грамотная Россия, начиная с царской семьи.
Старообрядцам была присуща такая черта, как исключительное трудолюбие. Они с особым почтением относились к учению Иоанна Златоуста (IV в. н.э.), который рассматривал труд и бережливость и как форму борьбы с бедностью, и как форму воздержания и спасения человека. Староверы крестились двоеперстием, одевались на старинный манер, бережно хранили предания давно минувших дней. В семьях почитали старших, не употребляли бранных слов, отвергали курение и алкоголь. Общепринятыми правилами поведения были сдержанность, доброе отношение ко всем людям, честность, верность слову, небоязнь властей, нелюбовь к пустой болтовне, твердость характера, а также ответственность за свое дело.
В 1435 году на берегу живописного Желтого озера, неподалеку от устья Керженца была построена первая келья будущего монастыря. Однако через несколько лет обитель была сожжена и разорена монголами. К бывшей обители на желтых водах тайком приходили паломники, чтобы помолиться над прахом убитых иноков-мучеников. Родилась легенда, которая связала город Китеж на озере Светлояр, скрывшийся под воду от войск Батыя, с уничтоженной Желтоводской обителью.
История монастыря возобновляется в середине XVII века, когда на его территории были возведены основные строения. Монастырь стал крупным культурным и торговым центром. Именно здесь, на середине Волжского пути, разместилась знаменитая Макарьевская ярмарка, куда с XVII по XIX вв. стекались лучшие товары со всей России и сопредельных государств.
Макарьевский Желтоводский монастырь является одним из самых знаменитых на Волге. Здесь хранится частица мощей преподобного Макария Желтоводского-Унженского основавшего монастырь и считающегося покровителем торгового дела. Из стен этого монастыря вышли известные деятели русской православной церкви, среди которых и патриарх Никон, и главный идеолог старообрядчества - опальный протопоп Аввакум.
Самый загадочный водоем России расположился близ села Владимирское Воскресенского района. Над легендарным озером Светлояр в течение многих веков витает ореол таинственности. Что же в нем такого таинственного и особенного? Во-первых, его чистейшая вода (может много лет храниться в сосуде, не теряя исключительной чистоты, прозрачности, вкусовых качеств и целебных свойств). Это принесло ей славу святой воды.
Вторая особенность – необычный рельеф озера и редчайшие виды растительности, встречающиеся здесь. С высоты птичьего полета Светлояр выглядит совершенно круглым. Дно озера от центра во все стороны расходится практически равномерно и заканчивается словно циркулем начерченным кругом, напоминая гигантский бриллиант-кабошон.
С озером связано много легенд. На берегу озера Светлояр стоят три православных креста. Народное предание гласит, что установлены они на могилах трех русских богатырей, а на месте озера некогда стоял сказочно богатый и красивый город Китеж. В 1238 году хан Батый окружил его. Богатыри погибли, но город не сдался, а опустился в воды Светлояра. С тех пор здесь совершается необычный обряд. Считается, что незримые китежцы, отличавшиеся особой праведностью, способны помочь единоверцам. Поэтому верующие, помолившись, трижды ползут на коленях вокруг озера и просят Бога об исполнении своих пржеланий. Говорят, что этот обряд совершали русские женщины в годы Второй Мировой войны (1941-1945 гг.), прося сохранить жизнь своим мужьям и сыновьям. Предание о невидимом граде Китеже живо и сегодня. Многие верят, что если прикрепить зажженную свечку к дощечке или кусочку коры и опустить ее на гладь озера, то услышишь звон колоколов церквей на дне озера.
Некоторые предполагают, что Светлояр – дверь в параллельные миры, пространственно-энергетическая яма и Шамбала России. Над озером много раз наблюдали НЛО, здесь видели полутораметровые следы снежного человека.
Светлояр вдохновил великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на создание знаменитой оперы «Сказание о невидимом граде Китиже и деве Февронии».
Одним из самых таинственных и магических мест Нижегородского края является село Большое Болдино, центром которого служит мемориальная пушкинская усадьба со старым парком и живописными прудами. Здесь присутствует особая энергетика, которую ощущает каждый приехавший сюда человек. Болдино – это маленькое чудо, созданное природой и человеком. Это одно из немногих мест, где замирает дыхание от ощущения остановившегося времени, а в душе воцаряется глубокое спокойствие от магической тишины и лирической красоты. Болдино – это место, где живут сказки и исполняются желания.
За три осенних месяца 1830 года Пушкиным было создано здесь более пятидесяти произведений. До сих пор подобный творческий подъем остается феноменальным явлением в истории русской и мировой литературы. Позднее поэт приезжал сюда еще дважды. Болдино дарило ему новое творческое вдохновение.
НИКОЛА-КЛЮЧ
В Городецком районе за селом Белоглазовым с давних пор, еще с XVI века, славится святой ключ в честь святителя Николая. Здесь была явлена его чудотворная икона.
На источнике построена часовня в стиле русского деревянного зодчества. Сам источник огорожен срубом. Святая вода через стену часовни переливается водопадом в купальни (мужскую и женскую), где воды для погружения много – по грудь.
Известны случаи исцелений заболеваний кожи, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной системы и даже онкологических болезней благодаря святой воде из этого источника.
СТАРЦЕВ УГОЛ
На границе Сеченовского района и Мордовии расположен овраг – святое место, куда приезжают верующие не только из Мордовии и нижегородского края, но и из других регионов России. Когда-то здесь находилась Спасо-Преображенская мужская пустынь. Но и до её появления в середине XVII века в этом месте уже жили монахи-отшельники, отсюда и пошло второе, народное название – Старцев угол. Как считают местные жители, по крайней мере до конца прошлого века здесь не прекращалась сокровенная старческая жизнь, где всё дышит святостью.
Предания связывают появление монашества в этом крае со временем похода Ивана Грозного на Казань. Здесь Российскому Государю явился Святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским ханством. В память об этом на пожалованные царем средства была построена Спиридониевская церковь. Во время вражеского нашествия храм вместе с молящимися ушёл под землю – но, как гласит легенда, ни храм, ни люди не погибли. До сих пор говорят, что в этом потаённом месте доносится то колокольный звон, то монашеское пение, а то столп света озарит ночную тьму…
АРЗАМАС - РОДИНА РУССКИХ ПАТРИАРХОВ
Арзамас - один из старейших городов Нижегородской области. Возник среди мордовских земель как военная крепость. Он был основан царем Иоанном Грозным во время похода на Казань в 1552 году. В XIX веке в Арзамасе насчитывалось более 30 церквей и 4 монастыря. Величественный пятиглавый Воскресенский собор стал главным украшением города. В соборе хранятся чудотворные иконы великомученика Пантелеймона и святого Николая Чудотворца, Божией Матери «Казанской», частицы святых мощей Николая Чудотворца, Оптинских старцев, святой благоверной Матроны Московской и многих других святых.
СВЯТЫЕ КЛЮЧИ 12 АПОСТОЛОВ
Возле города Вад в тихом заповедном лесу, близ дороги на Зеленые горы, в урочище глубокого оврага, бьют 12 святых ключей в честь 12-и апостолов, учеников Господних. Ключи овеянные легендами и былями, стекаются в одну купальню и даруют исцеления всем с верою притекающим.
По легенде, Святые ключи нашел Серафим Саровский, когда шел в Зеленогорский женский монастырь. Вода из источников считается целебной - она лечит нервные расстройства и депрессию.
ОРАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырская обитель, основанная 1634 году в селе Оранки Богородского района бережно хранит чудотворную икону Божьей Матери «Владимирская» (1693 г.). Церковная история рассказывает о том, как в царствование Михаила Федоровича Романова благочестивый и добродетельный человек по имени Петр Гладков заказал исполнить для себя точную копию с Владимирской иконы, и она повела человека на свершение духовного подвига.
Повинуясь высшей воле, явленной ему во сне, П. Гладков основал монастырь на Славянской горе близ селенья Оранки под Нижним Новгородом, посвященный этой иконе. Икона Оранской Божией Матери не раз спасала монастырь от нападений. В 1771 году икона спасла Нижний Новгород от моровой язвы.
Монастырь расположен на живописном холме, у подножия которого можно испить святой воды из святого источника. Рядом с монастырем расположен скит. Ежегодно в селе Оранки в день святых Кирилла и Мефодия проходят дни славянской письменности. Дважды в год устраиваются крестные ходы.
В с. Оранки при библиотеке существует музей, посвященный истории села и монастыря. Здесь же можно познакомится с творчеством самобытного художника Ю.М. Апарина и работами его учеников.
ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ И ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА
В городе Выкса расположена обитель, что названа в честь иконы Божией Матери, происходящей из Иверии (Грузии), которая была Первым уделом Пресвятой Богородицы на земле. Монастырь был основан в 1864 году прп. Варнавой Гефсиманским (Меркуловым), а в 1919 году закрыт. В наши дни часть зданий возвращена церкви.
Святыни в Иверском женском монастыре: чудотворная икона Божией Матери Иверская, частица мощей св. прп. Варнавы Гефсиманского.
ВАСИЛЬСУРСК - СТЕРЛЯЖЬЯ СТОЛИЦА РОССИИ
Поселок в Воротынском районе при слиянии рек Волга и Сура. Основан князем Андреем Горбатым во время похода на Казань в 1523 году на месте разоренной им марийской столицы Цепеля. До 1925 года числился уездным городом. Здесь расположена уникальная курортная зона, живописное место с удивительными видами на Волгу и Суру, сюда приезжали работать художники И.Шишкин, И.Левитан, писатель М.Горький, во время экспедиции здесь вел исследования В.И.Вернадский. Вблизи поселка расположены памятники природы, связанные с марийскими традиционными языческими культами, среди них - священная роща с источником Супротивный ключ.
СЕЛО ГРИГОРОВО
Село ГРИГОРОВО в Большемурашкинском районе в 12 км к западу от райцентра. Впервые упоминается в 1508 году. Священное место для всех старообрядцев. Родина древнерусского писателя и религиозного деятеля старообрядчества Аввакума Петрова, здесь ему установлен памятник. Казанская церковь (1700 г.), построенная на месте деревянной, где служил отец писателя, - памятник архитектуры.
СЕЛО СУВОРОВО
Святые мученицы Пузовские Евдокия (Шикова), Дария (Тимолина), Дария Сиушинская) и Мария. Прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, проходившим 13-16 августа 2000 г. Память совершается 5/18 августа. Святые мощи мучениц были обретены 5 июня 2001 года и ныне покоятся в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Суворово.
Подвижница нашего времени - блаженная Евдокия, ее жизнь сродни подвигам древних подвижников. Вместе со своими послушницами претерпела множество истязаний и приняла мученическую кончину от рук безбожников.
ОЗЕРО ВАД
В нескольких километрах от села Вад находится озеро, которое является гидрогеологическим памятником природы федерального уровня.
Длина озера - около 1 км, ширина – 500 м, средняя глубина - около 10 м. Озеро имеет карстовое происхождение и своеобразный гидрологический режим.
В центре озера на дне имеются две карстовые пещеры глубиной не менее 30 м. Дальше – неизвестность. Из пещер-воронок с большой силой бьют струи воды, благодаря этому озеро зимой не замерзает. Многочисленные карстовые провальные воронки разнообразной формы и размера встречаются и по берегам озера. Котловина озера имеет связь через подземные водотоки с соседними водоемами. В мире есть всего три - таких подводных пещеры карстового происхождения: во Франции, в Бразилии и у нас.
Местные жители припомнят знаменитую легенду о русской Атлантиде - о граде Китеже, который целиком ушел под воду, когда его осадили вражеские полчища. Правда, озеро Светлояр расположено довольно далеко отсюда - на севере Нижегородской области. Но область-то ведь одна...
ИЧАЛКОВСКИЙ БОР
В восемнадцати километрах от Перевоза на берегах реки Пьяны находится село Ичалки. В полутора километрах от него раскинулся Ичалковский бор.
В нем можно найти много очень красивых мест: сосны в три обхвата, камышовые озера, скалистые склоны. Многие растения, встречающиеся здесь занесены в Красную книгу. Территория бора изрезана огромными карстовыми провалами, в стенах которых находятся пещеры, а также подземные залы-гроты строгих и правильных очертаний. Протяженность пещер колеблется от 15 до 25 м. Обилие пещер и гротов в Ичалковском бору объясняется тем, что здесь на небольшой глубине залегают известняки, которые легко растворяются в подземных и атмосферных водах. Летом в них можно найти желанную прохладу – температура воздуха там не превышает 5 градусов С. Почти с каждой пещерой связана легенда.
Ичалковский бор – это уникальный памятник природы, одно из удивительных мест нашего края. Лесная жемчужина в степной оправе – так называют Ичалковский бор за нездешнюю красоту ландшафта. И действительно, вертикально обрывающиеся скалистые стенки провалов, таинственные пещеры и гроты мало похожи на пейзажи русской равнины.
НИЖЕГОРОДСКАЯ КАРЕЛИЯ
Старая Пустынь, или, как ее еще называют, нижегородская Карелия, - удивительный уголок природы в Арзамасском районе, к которому прикипает душа. Ни одно из пустынских озер, образованных на месте древних карстовых провалов, не похоже на другое. Овальную чашу Круглого озера не спутаешь с вытянутыми берегами Долгого, а чистоту и свет Свято-озера, берега которого по ночам действительно светятся от облюбовавших их светлячков, нельзя сравнивать с редко рассеивающейся туманной дымкой Парового озера. Протоки и заливы озер буквально усеяны цветами кубышек и кувшинок. По берегам можно встретить желтые ирисы - охраняемый вид растений.
Вообще флора и фауна Пустынского заказника - сплошной охраняемый вид. На его территории произрастает более 700 видов растений из 1200, встречающихся в Нижегородской области. Из них 7 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации и 28 - в Красную книгу Нижегородской области. То же самое с птицами, насекомыми. млекопитающими, рептилиями. В некоторых озерах, например, живет вид выхухоли, занесенный не только в российскую, но и международную Красную книгу.
С Пустынскими озерами связано множество легенд и преданий. Это место многими жителями считается святым.
НОВЫЙ ШАРПАН
Новый Шарпан — основан в 60-е годы XIX века после разорения Старого Шарпана. Скит являлся женским и образовался вокруг могилы матери Февронии, почитавшейся святой. Считалось, что её могила в первый день Пасхи источает целебную воду. В 1911 году в скиту была построена каменная часовня, от которой сохранилась лишь медная плита с надписью. К 1917 году в скиту проживала лишь одна схимница — мать Дорофея. В настоящее время от скита сохранились останки женского кладбища, с сохранившейся могилой матери Февронии, почитаемой староверами и в наши дни. Новый Шарпан является местом паломничества местных и приезжих староверов в день иконы Казанской Богородицы и на Пасху.
Сложно и долго перечислять все святые места Нижегородского края, их очень много и каждый из них имеет свои удивительные особенности. Однажды побывав в Нижегородской области вы навсегда запомните этот благодатный край, который привнесет в вашу душу гармонию и святость, почувствуете исцеление от многих недугов и безусловно станете лучше и счастливее.